Авиационная фанера производится из берёзы, материал отличается высоким качеством, натуральностью и пластичностью. Представляет собой авиационная фанера несколько слоёв шпона прочно склеенных друг с другом, благодаря своим свойствам, материал на сегодняшний день востребован и пользуется большой популярностью.
Область применения авиационной фанеры не ограничивается лишь авиамоделированием, применяют материал и для производства многих современных музыкальных инструментов. Толщина материала в отдельных случаях достигает минимальной ширины всего в 1 мм. Далее попробуем разобраться более подробно в разновидностях авиационной фанеры, её характеристиках и области применения.
Производство материала
Материал изготавливают по тому же принципу что и авиационную фанеру, к берёзовому шпону добавляют пластик, перед склеиванием слои пропитывают феноформальдегидными смолами. Затем под воздействием высоких температур и повышенного давления слои спрессовывают между собой, тем самым получая не только прочный, но и достаточно пластичный материал.
Существуют определённые государственные стандарты производства, которых придерживаются производители. На сегодняшний день изготавливают два основных вида авиационной фанеры А и Б.
Разновидности авиационной фанеры
В зависимости от технологии изготовления материал делят на несколько основных категорий:
- Марки БП (А) или БП (В). В зависимости от того какой вид бакелитовой плёнки используется в производстве для склеивания слоёв шпона.
- Марки БС1 и БС1 (В). Для склеивания слоёв шпона используют смолы, смолой смазывается нижний слой, а далее до трёх миллиметров используют плёнку В, и затем плёнку А.
Сам шпон в производстве авиационной фанеры всегда располагают перпендикулярно, тем самым повышая прочность фанеры, каждый слой шпона плотно прилегает друг к другу, образуя крепкую решётку из волокон.
Ещё одной особенностью производства авиационной фанеры является повышение уровня прочности с уменьшением толщины при растяжении волокон.
Авиационная фанера представлена широким ассортиментом, сегодня на рынке можно встретить различные модели как по толщине материала, так и по длине. Максимальная длина и ширина материала достигает 1,5 метра, минимальная 80 см, выбор подходящего материала основывается на условиях его эксплуатации и особенностях производства, для которого закупается материал. Минимальная толщина изделия – полмиллиметра, несмотря на столь мизерные размеры, листы материала сверхпрочные и выдерживают большие нагрузки.
Как уже упоминалось выше всё производство авиационной фанеры основывается на точных стандартах ГОСТ. Основные требования к качественному материалу это:
- количество слоёв должно быть нечётным;
- волокна перпендикулярны;
- располагают слои под прямым углом друг к другу.
В случае если сорт фанеры получился низким, производители обязаны наносить специальную маркировку НШ на листы.
Где применяют авиационную фанеру?
Наиболее распространён материал непосредственно в авиационном моделировании, сегодня на рынке есть широчайший ассортимент радиоуправляемых летательных аппаратов, изготовленных из авиационной фанеры.
Ранее фанеру применяли при конструировании элементарных летательных аппаратов в целях экономии. Сегодня материал популярен в судостроении, автомобилестроении и даже производстве музыкальных инструментов. Иногда авиационную фанеру применяют в архитектуре, при сооружении арок и других элементов конструкции.
Несмотря на всю видимую хрупкость авиационная фанера обладает рядом положительных характеристик и высокой прочностью, что и обусловило востребованность материала во многих областях производства.