Виды запорных задвижек и принцип действия
Особое место в номенклатуре запорной арматуры занимают задвижки. С их помощью осуществляется перекрытие движения рабочей среды, принудительное изменения давления. Устройство большинства типов задвижек похоже, что делает их достаточно универсальными, понятными в эксплуатации и обслуживании.
Классификация задвижек
Запорные задвижки классифицируются по таким признакам:
- Степень герметичности;
- Тип конструкции;
- Вид присоединения;
- Материал.
- Степень герметичности задвижек
Герметичность запорных задвижек определяется согласно Государственному стандарту. В зависимости от вязкости используемой рабочей среды и предполагаемого давления в системе, используются запорные задвижки с разным классом герметичности. Согласно ГОСТу, герметичность классифицируется такими классами: A,B, B1,C, C1,D,D1.
Типы конструкции
Существуют такие типы конструкции задвижек:
- Шиберные;
- Клиновые;
- Параллельные;
- Шланговые.
Вид присоединения
Важной характеристикой задвижки является способ, с помощью которого она присоединяется к основной трубопроводной системе. В зависимости от типа присоединения существуют такие модели:
- Муфтовые. Такие задвижки присоединяются к трубопроводу через муфту. При таком способе присоединения нет необходимости использования сварку.
- Приварные. При таком способе крепежа задвижка приваривается к основной трубе. Недостаток — низкий уровень ремонтопригодности. При поломке задвижки замена потребует значительных расходов.
- Фланцевые. Наиболее распространённые способ присоединения запорной арматуры. Крепление задвижки на фланец — самый простой и дешёвый способ монтажа. При фланцевом присоединении также легко провести обслуживание или замену изношенного элемента.
Краткое описание конструкции задвижек
Конструкция большинства видов запорной арматуры схожа. Рассмотрим ее на примере самого распространённого типа — клиновой задвижки.
В клиновой задвижке главную роль играет клин. Его задача — перекрытие трубопровода. Клин перемещается перпендикулярно движению потока рабочей среды. Клин должен плотно прилегать к стенкам трубы для обеспечения полной герметичности системы. Герметичность обеспечивается специальными резиновыми уплотнителями — сёдлами. Изменение положения клина производится с помощью маховика или другого управляющего органа, который, посредством передачи центробежного усилия, меняется положения клина с перпендикулярного потоку на параллельное при котором клин не перекрывает трубу.
Корпус может быть изготовлен из чёрного или цветного металла. Распространены корпуса из стали, чугуна, меди, алюминия. Мягкие цветные металлы используются крайне редко и лишь в тех случаях, когда этого требуют технические условия работы трубопровода. Наиболее распространены чугунные задвижки из-за низкой цены и низких затрат на монтаж и обслуживание. Их единственный недостаток — хрупкость чугуна.
В современных трубопроводах также часто начали использовать задвижки, оснащённые электрическим приводом. Такая арматура предполагает возможность управления системой в дистанционном формате. Установка таких элементов позволяется резко повысить уровень автоматизации трубопровода.
Рекомендуем к прочтению



